Звук бамбуковой флейты

Всем, доброго времени суток!
Хочу поделиться своей историей общения с флейтами Zentaku.
рудно выразить словами все мысли, впечатления и особенно внутренние ощущения. Но попробую, хотя бы частично.

Услышав первый раз в живую звучание бамбуковой флейты типа сякухати был поражён глубиной звучания и довольно-таки скоро почувствовал, что и сам хочу научиться играть на этом инструменте. Стал искать о ней информацию в рунете. Информации оказалось мало. Мои искания привели меня в мастерскую BAmboo. На тот момент уже точно понимал, что хочу учиться играть на флейте сякухати. И я очень рад и благодарен что всё сложилось так как сложилось и у меня появился мой первый инструмент от BAmboo. Так постепенно и начал вырисовываться мой личный путь с флейтой.

Спустя год почувствовал потребность в ещё более глубоком низком звуке. Так у меня появилась ещё одна BAmboo флейта (2,0 сяку). К тому времени, если правильно помню, и название Zentaku, родилось. 🙂

Именно эта Zentaku 2,0 живёт у меня по сей день и до сих пор с удовольствием играю на ней. Но так было не всё время.
Поначалу, когда и знаний на тему сякухати было меньше и получалось ещё очень немногое, у нас с флейтой был период привыкания. Кстати, откровенно признаюсь, когда впервые увидел свою новую флейту Zentaku 2,0 внешне она мне не понравилась: какой-то бамбук был кривой, да ещё сужался к нижней части, причем последнее колено бамбука особенно сильно загибалось на сторону. Только спустя пару лет я смог по достоинству оценить, как эта кривизна сказывается на звучании!
Сейчас же бесконечно люблю эту флейту за её неповторимое звучание и внешний вид. )

Потом настал период, когда начал чувствовать флейту и, можно сказать, как раз с этого момента стал получать больше удовольствия от игры, постоянно открывая для себя новые возможности флейты.

А год назад для меня настал переломный момент… Было очень сильное внутреннее ощущение недостатка того звука, который слышал на записях японских мастеров. Кроме того стало очевидным, что топчусь на месте, движение остановилось… понял что мой самостоятельный путь постижения флейты закончился и мне необходим учитель. Мне захотелось глубже соприкоснуться с различными традиционными моментами, освоить и закрепить в себе фундаментальные навыки игры на сякухати, позволяющие получить то звучание, которого мне так не хватало. И мир откликнулся и на этот зов 😉 В этом году у меня и команды соратников появился сэн-сей из Японии. Начался новый этап.

Флейты Zentaku сыграли очень важную роль в становлении этих событий! Во-первых, за эти несколько лет до встречи с сэн-сеем мне удалось освоить азы звукоизвлечения и некоторые основные приёмы игры, кроме того к этому моменту используя аудио и видео материалы, уже успел разобрать и, как бы там ни было, играл некоторое кол-во пьес Хонкёку. И, конечно же, это мне очень помогло когда начал заниматься с сэн-сеем.
Во-вторых, всё это время я имел прекрасную возможность практиковать. В-третьих, имея флейту, с 2010 года играл на различных мероприятиях и пропагандировал эту тему в Санкт-Петербурге и за его приделами. И в конце-концов, благодаря всему этому, мне удалось познакомиться с некоторыми интересными людьми, благодаря которым и стало возможно появление сэн-сея в жизни нашей небольшой компании соратников на «пути ветра и дыр» 😉

Последние пол года почти не играл на своей Zentaku 2,0. И даже начал думать, что впоследствии и по возможности окончательно устремлюсь к японским флейтам… Однако, совсем недавно, спустя какое-то время строгости к себе — когда играл только то, что оставил сэн-сей — вновь вернулся к Zentaku и стал играть всё то, что успел самостоятельно освоить используя при игре то, что успел уже перенять от учителя. Вернулась и спонтанная практика игры состояний — импровизации. Хотя они у меня вообще случаются редко, только по особым правильным случаям 😉
И что же!? Флейта будучи заброшенной, зазвучала ещё более глубоко чем раньше, раскрыв мне новые нюансы и возможности. И это было прекрасно!

Сейчас продолжаю заниматься традицией сякухати в прямой передаче от своего учителя, но и к Zentaku и свободной игре обращаюсь регулярно. И понимаю, что эта флейта и этот подход останется у меня ещё надолго.

Постараюсь подвести итог всей этой истории и поделюсь своим мнением, мыслями непосредственно о флейтах Zentaku.

Моя ученическая не корневая флейта Zentaku 2,0 строит более чем в двух октавах, во всяком случае мне до сих пор удавалось успешно извлекать на ней звуки в этом интервале и играть пьесы, где используются ноты из первой половины третьей октавы.
Поэтому точно могу сказать, что Zentaku прекрасно подходят как для начинающих так и для продолжающих игроков. Как для тех, кто только недавно познакомился с традицией сякухати, так и для тех, кто продолжает её постигать.

Мне довелось попробовать поиграть на самых разных флейтах мастера BAmboo.
Они отличаются от японских традиционных флейт сякухати (во всяком случае от тех, на каких мне лично довелось попробовать поиграть). Отличаются и нюансами звучания, и нюансами звукоизвлечения и отдачей, получаемой играющим в виде массы внутренних ощущений, которые практически нереально описать словами…

Все эти моменты очень тонкие и прочувствовать их можно скорее с приобретением некоторого опыта игры. И это отличие флейт BAmboo от японских сякухати — первое их замечательное свойство.

Второе замечательное свойство — это то, что все флейты совершенно разные по тембрам и отдаче, которую получает играющий. И это просто прекрасно!
Японские сякухати тоже все очень разные, правда, это касается прежде всего мастеровых флейт, а не современных шаблонных или пластиковых. Что касается пластиковых сякухати (Ю), то они обладают прекрасным диапазоном, настройкой и качеством звука и имеют свои плюсы и минусы. Их главным минусом, на мой взгляд,  является то, что они все одинаковые как внешне так и внутренне (т.е. никаких различий в особенностях звучания, отсутствует и особая отдача, свойственная бамбуковым флейтам.. хотя это не всегда и не всем удаётся прочувствовать).

Однако, возвращаясь, к Zentaku.
Лучше или хуже Zentaku, чем традиционные сякухати?
Они — не лучше и не хуже, они — ДРУГИЕ! И это замечательно!

Спустя несколько лет, попробовав играть на самых разных флейтах сякухати и Zentaku, испробовав путь свободного освоения флейты и традиционный путь, понял для себя, что нет смысла одно заменять другим или полностью исключать тот или иной подход. Для себя решил, что буду продолжать играть и на Zentaku и ни других флейтах типа сякухати и даже на пластике =О. А в последствии обязательно обзаведусь традиционной японской флейтой. Потому как и то и другое нужно и прекрасно по-своему.

Главное, ответить себе на некоторые вопросы. Почувствовать и понять: зачем вам это нужно, что это вам даёт, чего вы хотите добиться. Хотите ли вы играть на сцене пьесы Хонкёку и звучать как лучшие представители тех или иных японских традиционных школ, или же вам достаточно просто играть для себя и друзей. Может вы вообще будете играть исключительно в одиночестве, всего 10 нот, а может и вообще одну и вам для медитации этого будет достаточно. Хотите ли вы изучать традиционную японскую музыку или она вам не нужна… Флейта Zentaku поможет вам получить ответы на эти и многие другие, более важные, вопросы.

Мне, во всяком случае, помогла. =)

Александр Новоселов (г.Санкт-Петербург)

Комментарии запрещены.