ХРАМ БАМБУКА: BAMBOO

     ZENTAKU  -  NEBAMBOO  -  СONTACTS

EN | RU | SK

ЛЮДИ ИГРАЮТ НА ZENTAKU

 

Здесь вы можете прочитать отзывы и рассказы людей, играющих на бамбуковых медитативных флейтах Zentaku. О том, как они начали знакомство с этими инструментами, что их побудило и какие ощущения флейта привнесла в их жизнь.

 

Георгий Мнацаканов : "Одушевленное, дружеское, сердечное", г. Москва

 

Долго пользуя дешевые японские флейты (600-1500$ по их понятиям)  — флейты Бамбу шокируют — они душевные, теплые, добрые и при этом над ними не надо трястись (целлофаны, укутывания, ношение в мороз под одеждой (с 2.4 уже смотрят как на сексуального маньяка))

Ощущение правильности от них исходящее — баланс простоты и изящества, грубости и отделанности, натуральности и привнесенности. Это помогает не только в игре, они как друзья не дают заморачиваться, являясь опорой для настоящего.

Очень странное чувство, -не мертвая палка (трава) в руках, а нечто одушевленное, дружеское, сердечное, очень мягко и очень корректно подающее эти свойства — без навязывания, любовно.

Приглушенная и шероховатая «хотиковость» очень интересно сочетается со спокойной («кетачной») подачей и при этом в «разреженном звуке» звук не плоский и богатый.

Очень понравились 3-шки (по кетачному счислению) у Дмитрия Калинина и Андрея Жилина — фантастические инструменты,  звуково и визуально-пропорциональные, лаконичные, изящные при таком размере.

Вижу что много всяких «очень» но все на месте.

 

Георгий Мнацаканов

 

С флейтой сякухати познакомился в 1995 г., начав заниматься у Ом Пракаша (Германия), ученика одного из старейших в Японии мастеров сякухати Коку Нисимура.

В 1996—1999 гг. заочно обучался у Дай Си Хана школы Мэйан Ронни Ниогэтцу Сэлдина (США).

В 1998г. посещал семинары Коку Нисимура и Иккэи Нобухиса Ханада в Германии. В том же году присоединился к ансамблю японской классической музыки «Wa-on», солистом которого является и по наст. время.

С 2000 г. при непосредственном участии Георгия Мнацаканова был основан ансамбль «Wa-on-exp» (с 2005 года ансамбль переименован в PanAsian Ensemble).

Георгий Мнацаканов является ведущим исполнителем ансамбля PanAsian Ensemble, в составе которого выступает на различных площадках Москвы и других городов исполняя как традиционную японскую классическую музыку, так и современные экспериментальные композиции.

 

 

 

Александр Новоселов: "Звук бамбуковой флейты", г. Санкт-Петербург

 

Всем, доброго времени суток!

Хочу поделиться своей историей общения с флейтами Zentaku.

Трудно выразить словами все мысли, впечатления и особенно внутренние ощущения. Но попробую, хотя бы частично.

Услышав первый раз в живую звучание бамбуковой флейты типа сякухати был поражён глубиной звучания и довольно-таки скоро почувствовал, что и сам хочу научиться играть на этом инструменте. Стал искать о ней информацию в рунете. Информации оказалось мало. Мои искания привели меня в мастерскую BAmboo. На тот момент уже точно понимал, что хочу учиться играть на флейте сякухати. И я очень рад и благодарен что всё сложилось так как сложилось и у меня появился мой первый инструмент от BAmboo. Так постепенно и начал вырисовываться мой личный путь с флейтой.

Спустя год почувствовал потребность в ещё более глубоком низком звуке. Так у меня появилась ещё одна BAmboo флейта (2,0 сяку). К тому времени, если правильно помню, и название Zentaku, родилось. :)

Именно эта Zentaku 2,0 живёт у меня по сей день и до сих пор с удовольствием играю на ней. Но так было не всё время.

Поначалу, когда и знаний на тему сякухати было меньше и получалось ещё очень немногое, у нас с флейтой был период привыкания. Кстати, откровенно признаюсь, когда впервые увидел свою новую флейту Zentaku 2,0 внешне она мне не понравилась: какой-то бамбук был кривой, да ещё сужался к нижней части, причем последнее колено бамбука особенно сильно загибалось на сторону. Только спустя пару лет я смог по достоинству оценить, как эта кривизна сказывается на звучании!

Сейчас же бесконечно люблю эту флейту за её неповторимое звучание и внешний вид. )

Потом настал период, когда начал чувствовать флейту и, можно сказать, как раз с этого момента стал получать больше удовольствия от игры, постоянно открывая для себя новые возможности флейты.

А год назад для меня настал переломный момент… Было очень сильное внутреннее ощущение недостатка того звука, который слышал на записях японских мастеров. Кроме того стало очевидным, что топчусь на месте, движение остановилось… понял что мой самостоятельный путь постижения флейты закончился и мне необходим учитель. Мне захотелось глубже соприкоснуться с различными традиционными моментами, освоить и закрепить в себе фундаментальные навыки игры на сякухати, позволяющие получить то звучание, которого мне так не хватало. И мир откликнулся и на этот зов ;) В этом году у меня и команды соратников появился сэн-сей из Японии. Начался новый этап.

Флейты Zentaku сыграли очень важную роль в становлении этих событий! Во-первых, за эти несколько лет до встречи с сэн-сеем мне удалось освоить азы звукоизвлечения и некоторые основные приёмы игры, кроме того к этому моменту используя аудио и видео материалы, уже успел разобрать и, как бы там ни было, играл некоторое кол-во пьес Хонкёку. И, конечно же, это мне очень помогло когда начал заниматься с сэн-сеем.

Во-вторых, всё это время я имел прекрасную возможность практиковать. В-третьих, имея флейту, с 2010 года играл на различных мероприятиях и пропагандировал эту тему в Санкт-Петербурге и за его приделами. И в конце-концов, благодаря всему этому, мне удалось познакомиться с некоторыми интересными людьми, благодаря которым и стало возможно появление сэн-сея в жизни нашей небольшой компании соратников на «пути ветра и дыр» ;)

Последние пол года почти не играл на своей Zentaku 2,0. И даже начал думать, что впоследствии и по возможности окончательно устремлюсь к японским флейтам… Однако, совсем недавно, спустя какое-то время строгости к себе — когда играл только то, что оставил сэн-сей — вновь вернулся к Zentaku и стал играть всё то, что успел самостоятельно освоить используя при игре то, что успел уже перенять от учителя. Вернулась и спонтанная практика игры состояний — импровизации. Хотя они у меня вообще случаются редко, только по особым правильным случаям ;)

И что же!? Флейта будучи заброшенной, зазвучала ещё более глубоко чем раньше, раскрыв мне новые нюансы и возможности. И это было прекрасно!

Сейчас продолжаю заниматься традицией сякухати в прямой передаче от своего учителя, но и к Zentaku и свободной игре обращаюсь регулярно. И понимаю, что эта флейта и этот подход останется у меня ещё надолго.

Постараюсь подвести итог всей этой истории и поделюсь своим мнением, мыслями непосредственно о флейтах Zentaku.

Моя ученическая не корневая флейта Zentaku 2,0 строит более чем в двух октавах, во всяком случае мне до сих пор удавалось успешно извлекать на ней звуки в этом интервале и играть пьесы, где используются ноты из первой половины третьей октавы.

Поэтому точно могу сказать, что Zentaku прекрасно подходят как для начинающих так и для продолжающих игроков. Как для тех, кто только недавно познакомился с традицией сякухати, так и для тех, кто продолжает её постигать.

Мне довелось попробовать поиграть на самых разных флейтах мастера BAmboo.

Они отличаются от японских традиционных флейт сякухати (во всяком случае от тех, на каких мне лично довелось попробовать поиграть). Отличаются и нюансами звучания, и нюансами звукоизвлечения и отдачей, получаемой играющим в виде массы внутренних ощущений, которые практически нереально описать словами…

Все эти моменты очень тонкие и прочувствовать их можно скорее с приобретением некоторого опыта игры. И это отличие флейт BAmboo от японских сякухати — первое их замечательное свойство.

Второе замечательное свойство — это то, что все флейты совершенно разные по тембрам и отдаче, которую получает играющий. И это просто прекрасно!

Японские сякухати тоже все очень разные, правда, это касается прежде всего мастеровых флейт, а не современных шаблонных или пластиковых. Что касается пластиковых сякухати (Ю), то они обладают прекрасным диапазоном, настройкой и качеством звука и имеют свои плюсы и минусы. Их главным минусом, на мой взгляд,  является то, что они все одинаковые как внешне так и внутренне (т.е. никаких различий в особенностях звучания, отсутствует и особая отдача, свойственная бамбуковым флейтам.. хотя это не всегда и не всем удаётся прочувствовать).

 

Однако, возвращаясь, к Zentaku.

Лучше или хуже Zentaku, чем традиционные сякухати?

Они — не лучше и не хуже, они — ДРУГИЕ! И это замечательно!

 

Спустя несколько лет, попробовав играть на самых разных флейтах сякухати и Zentaku, испробовав путь свободного освоения флейты и традиционный путь, понял для себя, что нет смысла одно заменять другим или полностью исключать тот или иной подход. Для себя решил, что буду продолжать играть и на Zentaku и ни других флейтах типа сякухати и даже на пластике =О. А в последствии обязательно обзаведусь традиционной японской флейтой. Потому как и то и другое нужно и прекрасно по-своему.

Главное, ответить себе на некоторые вопросы. Почувствовать и понять: зачем вам это нужно, что это вам даёт, чего вы хотите добиться. Хотите ли вы играть на сцене пьесы Хонкёку и звучать как лучшие представители тех или иных японских традиционных школ, или же вам достаточно просто играть для себя и друзей. Может вы вообще будете играть исключительно в одиночестве, всего 10 нот, а может и вообще одну и вам для медитации этого будет достаточно. Хотите ли вы изучать традиционную японскую музыку или она вам не нужна… Флейта Zentaku поможет вам получить ответы на эти и многие другие, более важные, вопросы.

Мне, во всяком случае, помогла. =)

 

 

 

Олег Будник : "Будо и Флейта", г. Ставраполь

 

О флейте наслышан еще с юности, из книги Роберта Ши «Монах — вой драконов». Там  один из героев был прекрасным мастером  флейты и боевых искусств. Он владел боевым веером, а так же часто использовал свою флейту в качестве оружия. Мечта научиться играть на одной из них

зародилась тогда.

Осуществить ее я смог относительно недавно, чуть более полугода назад. Я даже не смогу вспомнить как и что мне напомнило о моей мечте, очнулся читающим страничку в ЖЖ Бамбу и через мгновение уже пишущим ему письмо с вопросами о приобретении флейты. Музыкальное образование и опыт службы в духовом оркестре в течении трех лет дали неплохую базу. На ее основе и видео из интернета я стал извлекать звуки и играть мелодии. Я одинаково люблю играть пьесы Хонкёку и различные известные европейские мелодии, джаза и поп стилей.

 

 

 

Андрей Жилин: "Тишина и Звуки", г. Москва

 

С флейтами БАмбу я познакомился в 2006 году.

До этого я тоже занимался музыкой и успел поиграть в десяти разных группах. К моменту знакомства с миром бамбуковых флейт у меня сформировалась идея, что музыка должна быть всегда со мной.

Однажды я приобрел диск «Все флейты мира». Первая композиция на нём настолько тронула меня, что захотел сам научиться так играть. Спросил у друга, что это за флейта, а он сказал, что это сякухати и дал ссылку на http://bambooway-ru.livejournal.com.

Я заказал у БАмбу флейту 2.6 и начал учиться. Научился извлекать звук, читать японские ноты и играть простые мелодии.

Через полтора года я прочитал аннотация к тому диску и понял, что на первой записи играет поперечная флейта альт, но пути назад уже не было.

Вот мои первые записи с первой флейтой: http://shakuhachi.ru/andrewjilin/andrew_jilin_ants_trail_ru.rar

А ещё ндавно я записал альбом «Тишина и Звуки», в котором используются флейты Zentaku в записях 01, 04, 06, 07, 10. Вот ссылка на скачивание: http://shakuhachi.ru/andrewjilin/andrew_jilin_silence_and_sound_ru.rar. А вот ссылка на мой сайт: http://shakuhachi.ru/andrewjilin/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Паклинский: "OM SHANTI",

г. Оленегорск.

 

Вообще как-то сложно мне что-то сказать, тем более написать о Zentaku…. Почему-то всё не то получается…. чувствуешь — ВОТ ОНО! А как только в слова начинаешь переводить, то всё — понимаешь, что толком-то и рассказать не можешь. Меня знакомые некоторые иногда пытают: «расскажи да расскажи», на что я лишь отвечаю — «возьмите и сами попробуйте что-нибудь сыграть или хотя бы выдуть один звук», так начинают руками махать — нет! что ты, это ведь так сложно!

Единственное, что могу сказать про Зентаку так то, что игра на ней доставляет огромнейшее наслаждение, в моём внутреннем мире проявляется вселенское спокойствие и тишина, вся дневная суета просто исчезает! И МНЕ ЭТО НРАВИТСЯ! И ещё очень нравится бансури!. Спасибо тебе BAmboo за твои замечательные флейты! OM SHANTI!

 

 

 

Ольга Барунова: "Ощущение Единства", Васютино, Подмосковье

 

Звук бамбуковой флейты – одинокий колокол, который возвещает отрешение.

Именно это состояние мне созвучно, и именно его дает игра на Zentaku 2.0 мастера БАмбу.

Флейта была приобретена больше года назад взамен той, возможностей которой мне уже не хватало. Мне нравится, что она очень легко отзывается, имеет довольно широкий диапазон, позволяет глубоко занижать тон, и не менее глубоко завышать, если только можно применить это слово к звучному «кари». Выступления на публике – нет, я не профессиональный музыкант и никогда не планировала им становиться. Я просто обретаю через игру успокоение, постигаю Единство.

В настоящее время я учу только одну пьесу, которой, думаю, мне хватит надолго. Это Reibo господина Нисимуры, услышать один из вариантов моего исполнения можно здесь. Конечно, ревнители традиции скажут, что для этого необходима только, исключительно кётаку, но… я же никого не призываю слушать мое исполнение)). В конце концов, нет разницы, в какой форме возносится молитва.

 

 

 

Ба-дзы: "Несколько строк в копилку истории"

 

«Zen Taku — колокольчик Дзен…», Так именно, восторженно, и с чувством поделился Бамбу названием для своих флейт со мной по телефону в далеком… каком-то году.

Так, элегантно была поставлена кисть мастера на бумагу Бытия для написания иероглифа — Новый Мир Флейт, Которые Вы Непременно Оцените По Достоинству.

Сколько новых встреч и тропинок пересекало этот Путь и еще пересечет не раз… а флейты-то, уже на такой уровень вышли, что хоть в космос запускай.

И если бы не… внешние проявления инертности сознания :) — то было бы все очень просто. Есть классные флейты Zentaku. Есть океан возможностей, которые открываются при взаимодействии с этими флейтами. Бери, пробуй, сравнивай! И… наслаждайся.

У нас в семье два сякухатника — я и жена Оля. А флейт Zentaku гораздо больше. Три — от Бамбу: 1.9, 2.0 и 2.6.Плюс еще всякие бансурки, калюки… даже цуг-флейта есть =) Очень интересные флейты.

Я играл на них очень долго, пока не поставил себе цель — сделать самому чтобы на ней играть. Уж больно мне нравится искать «свой» звук.

Играл и на концертах с Бамбу, и на других концертах. Никогда не подводили Zentaku. Даже в мороз играл, в минус 25! Что конечно же никому не советую ни в коем случае.

Нужна была флейта для эксперимента со звуком и здоровьем — практика Туммо с флейтой Zentaku. Другая флейта могла бы и не выдержать. Взял 2.6 и сыграл. Японцы в камментах только риспекты успевали ставить :) Стер я это видео — ни к чему это, так мне подумалось.

Жена моя — Оля продолжает играть на Zentaku 2.0. На моих у нее не получается, они грубые, сумасшедшие, капризные, ужааасные, как я сам =)

А я — все ищу свой звук… Далеко моим флейтам до флейт мастера Бамбу, но я не отчаиваюсь! Беру его флейты — сравниваю звук, учусь, и спрашиваю совета — если что — подскажет.

Стоп. Все что было сказано выше — это лишь внешняя сторона… Сторона внутренняя, мятежная и вместе с тем успокоенная…

Именно Тэн Сё — Zentaku 2.6 была немолчаливой свидетельницей моего опыта и нового рождения. Этот новорожденный — а вернее нерожденный никогда и прочее бла-бла… Мать Бесконечность Вашу! Таких флейт больше нет. Это флейта, которая может выстраивать гармонию Земля-Человек-Космос быстрее чем любое другое изобретение человечества! Я проводил целые семинары и устраивал сеансы бесконтактного целительства с этой флейтой! Сознание просто не готово к таким раскладам… не для этой планеты… не  в эту кальпу… оценят такое…

Что осталось — я больше не играю на Zentaku — потому что она слишком хороша для меня. Слишком хороша. А может потому что теперь я сам стал этой флейтой!

Zentaku это я! …просто знаю, что она есть у меня и она молчаливо звучит на алтаре. А я — я не знаю ничего. Даже того, кто не знает это самое ничего. Даже что такое это ничего.

Спасибо Бамбу — ты дал мне отличное «весло» чтобы переплыть «море».

 

 

 

Александр: "Посох странника",

г. Иерусалим

 

Вдумчиво слушать музыку я люблю с детства, а желание ее самому исполнять у меня возникло несколько лет тому назад. Очевидно, так повлиял цигун.

Первым инструментом стал варган, а дальше все пошло само. Стал осваивать гитару, духовые, ударные. Первым духовым инструментом был дудук. Не пошло. Не понравилось то, что звукоизвлечение связано со значительными физическими усилиями. По примеру всеми уважаемой Редиски, стал засматриваться на сякухати. Заказал флейту из ПВХ, убедился, что мне это подходит.

После этого я обратился к Бамбу и так началось таинство изготовления моей Зентаку. Результат меня очень порадовал — вышло все, как и было задумано. Я получаю удовольствие даже от самого вида флейты, гармонии ее форм, запаха бамбука.

Играю я на флейте уже больше года. Продвигаюсь не так быстро как могло бы быть: свободного времени мало, а интересов много … Но кое-что начал понимать. Мне очень нравится формулировка «сякухати-зеркало сознания» на сайте Жени. Инструмент действительно является индикатором внутреннего состояния — дает понять, как идет продвижение по Пути. Сякухати также требовательна к физическому состоянию тела – тонус, осанка, дыхание – все это влияет на качество исполнения. Скажем, на гитаре может играть и курящий. И даже лежа. А с сякухати такое не пройдет.

Работы с флейтой еще предстоит много. Хоть она и ученическая, в ней скрыто много возможностей, пока мне недоступных. Их раскрытие доставляет огромное удовольствие. Долгосрочная цель – сыграть на ней Тамуке, в исполнении Бамбу на этой флейте она звучит очень красиво.

 

 

 

Алчонок: "Флейта", г.Москва

 

Я ничего не понимаю в музыке, не знаю нот и никогда не играла на духовых инструментах. Но все это и не нужно, когда учишься на такой флейте, сделанной, безусловно, мастером. Нужно только почувствовать, как выдувать звук, что требует какого-то времени, но это не сложно, если есть желание. А затем флейта играет сама!

Главное не мешать, только чувствуешь… не думаешь и… — «о чудо!» мелодия течет и не надо быть гением, чтобы услышать её красоту. Не надо думать, как играть. Просто играть… Этот процесс требует внимательности, бдительности, и понимание этого «КАК» приходит из сердца, или просто приходит само по себе. Когда играешь, нет ничего кроме звука… все исчезает, есть только эта мелодия и паузы… а в паузах покой… тишина, безмолвность, пустота. И невыразимое удовольствие. Спасибо Бамбу за такой замечательный инструмент!

 

 

 

 

 

 

 

 

Шри: "Кто играет на флейте", Тируваннамалай,Индия

 

Сначала было желание играть :)

Просто играть, не для кото-то, не для цели… Ради процесса…

Потом появились звуки. Не сразу.

Потом появились ноты и звуки. И мелодия. Шероховатости, длинные тона, верхние ноты. Общение. Игра для слушающих. Попытки, во всяком случае. Какие-то записи… Но это все было… наверное :)

Сейчас есть вокруг много бамбуковых флейт, все они живые, разные… Одна громкая и сильная, другая тихая, с сильным запахом бамбука… третья…

Инструмент несет в себе жизнь. Дыхание возвращает в Здесь и Сейчас, хотя ведь оно всегда Сейчас, но как бы неполностью :) Ощущение тела возвращает в простое Присутствие. Без завтра и вчера.

Это и есть Медитация. И неважно уже, лежит флейта рядом или тело-неУм дудит в нее и получает радость от этого процесса. А кто переживает радость? ;) ТЫ. А кто Ты? :)

Спасибо Тебе!

Спасибо.

 

 

 

Сергей МАксименко: "Взаимодействия с флейтой", г. Киев

 

Сякухати для меня это инструмент, который настраивает на состояние, в котором одновременно совмещаются расслабленность и внимательность. Расслабленность приходит с дыханием. А внимательность развивается благодаря «тонким» взаимодействиям с флейтой.

Моя практика с флейтой длится шесть лет, но только сейчас я стал улавливать красоту одиночных, слабых, шероховатых и робких звуков, которыми изобилует игра начинающих. Занятия с новичками постоянно открывают новые аспекты практики. Выступления перед аудиторией — это ещё одна грань моей практики. Извлекая звук из флейты, я слышу, как он доходит до слушающего и возвращается тишиной или эмоцией. Это очень интересный и тонкий процесс. Каждый раз начинаешь… а дальше непредсказуемость.

Пьеса «Коку» (Пустое Небо) сыграна на флейте Zentaku 2.5 «Ajikan» из мастерской BAmbooWay, и записана в результате взаимодействия двух людей и двух инструментов, сякухати и поющих чаш. Эта сторона отношений открывается в совместной игре, это возможность учиться слышать другой инструмент и другого человека. И совершенно, особенное, состояние во время урока с мастером, когда я снова и снова становлюсь новичком, а мастер на шаг впереди.

 

 

 

Игорь Ковалев: "Звук Пустоты",

г. Калининград

 

Скоротечно…

Хладнокровно мчатся дни,

В быту сочатся искры суеты,

Навязчиво и охотно набирая обороты

Бескомпромиссно.

Вспышками гремя, вонзаясь в безмятежность.

 

Звук…

Неподвижная тишина

 

Слышно за версту, как

Волна спокойствия хоронит мысли все

В кристально чистой, невесомой пустоте…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Гуров: «Путь Зентаку»,

г. Братислава, Словакия

 

Давно, если мне не изменяет память, в 2007 году пришла мне мысль заняться музыкой. В то время я очень увлекался культурой Японии, стихами хайку и боевыми искусствами. И как-то решил найти непременно флейту и обязательно японскую. И тогда, на просторах интернета, я нашел своего учителя, Bamboo. Я не имею ввиду, что мы занимались в обычном понимании этого слова. Мир уже не тот, что был двести лет назад, когда появлялась «традиция» сякухати. Сейчас можно быть учеником и не посещая школы. Тогда я еще не понимал, что это событие было в некоторым смысле поворотным в моей жизни. С тех пор много воды утекло. Что-то менялось, приходили новые люди, идеи, мысли.

Сякухати – это всего лишь флейта. Но в сочетании с общей культурой вокруг сякухати, подходом мастера к изготовлению инструмента, подходом исполнителя во время игры на этом инструменте и других многих факторов получается нечто иное, уже не музыкальный инструмент и не музыка в обычном смысле. Это практика или Путь.

Крайне сложно выразить словами ощущение от знакомства с инструментом, который впервые держишь в руках. И самое интересное, что это знакомство может продолжаться всю жизнь.

Есть люди, у которых что-то получается лучше или есть люди, которые могут понимать мир через вещи, которые другим кажутся странными. Например, есть такие как я, которые все любят структурировать, поскольку без этого не видят и не понимают предмет вопроса.

У меня не было цели сделать из Зентаку какую-то традицию или учение. Но чтобы понимать этот подход, я постарался проанализировать высказывания Бамбу. И получилась некая картина, которую я увидел. Я здесь приведу ее, пропущенную через мое понимание.

Зачем это нужно? Так сложилось, что я живу в Словакии. И здесь у меня уже собирается некий коллектив людей, которым интересна сякухати. Но я не могу и главное не хочу «учить» (правильнее сказать «делится опытом») кого-то в стиле какой-то школы или направления. И тут путь Зентаку видится мне хорошим выходом, поскольку очень здорово гармонирует с тем, как я вижу мир и искусство сякухати в частности.

Я много разных подходов в понимании сякухати пробовал. Было время, когда мне казалось, что Bamboo говорит и пишет ерунду, которая ничего общего с сякухати не имеет. Ведь есть традиция, есть многовековой опыт и т.п. которые нельзя игнорировать и нельзя научится играть без пропускания этого опыта через себя. Но потом мне пришло понимание, что традиция – это как некая линия, отрезок развития какого-то периода. Но время идет, меняется культура, меняются люди. Все меняется. То есть, как можно застопорится на каком-то моменте? И путь Зентаку представляется мне чем-то вроде двери в «реальность», такой какая она есть, без каких-то «розовых очков» и твердолобости.

«Каждая школа идёт от индивидуальности конкретного человека» — написал когда-то Бамбу. Полагаю, тут, как и с любой традицией или идеей, появляются последователи.

Дальше я приведу цитаты Bamboo, с небольшой редакцией и, в некоторых моментах, с пересказываем смысла, другими словами.

  • Нельзя достигнуть совершенства в сякухати и совершенство не является целью. Цель – это процесс, но не достижения совершенства, а процесс жизни и наблюдения за жизнью во всех ее аспектах.
  • Станете ли вы счастливым от того, что вы станете мастером игры? Не факт.
  • Нет основной задачи научиться играть как «кто-то», хотя никто не препятствует этому. Надо научиться играть так, как это можете именно вы. И каждый раз это будет что-то новое. Это погружение в свою природу и природу вселенной.
  • Нет цели в том, чтобы вы стали более совершенны, и вот ТОГДА-ТО… Нет никакого ТОГДА-ТО.
  • Самое лучшее, это когда техника и жизненность сливаются в едином потоке. Всё прекрасно в чём есть дыхание жизни, сердце вселенной!
  • Нет таких понятий как правильно или не правильно. Может быть уместно или не уместно, да и то не всегда. Играть можно так, как только захочется. Другое дело что нужно отдавать себе отчёт в том, что делаешь. Эксперименты нужны для того что бы расшевелить себя изнутри, и не быть зажатым, с шорами на глазах. Мир стремится к единству. А любой узкий путь ведёт к разъединению. Мы такие, а они другие. Но суть в том, что мы все и одинаковые, и другие одновременно.
  • Сама по себе, сякухати – это инструмент взаимодействия со звуком, в отличии от других флейт, где первостепенен мелодизм. Поэтому на сякухати играют не только музыканты.
  • Кто такой учитель? Это тот, кто вам помогает раскрывать вас самих, не вмешиваясь в ваше течение, ибо никто не знает какое оно у вас, куда оно течёт и зачем. Есть техника, есть понимание. Важно второе, ибо первое — дело наживное.
  • Рождение звука — это чудо! Вот вы, вот бамбук и вдруг начинает что-то звучать! Вы это звучите, флейта, или вообще весь мир звучит?! Не важно. Радость – вот, что важно. Вне слов, вне концепций.
  • Все происходит само и не надо этому мешать: схемами, инструкциями и прочим. Это не означает полного отказа от всего, напротив, нужно использовать всё, но понимать, что это тоже просто происходит и радоваться.
  • Стандартная флейта, стандартный человек, стандартное мышление – это бред. Все определения и формы непостоянны, поэтому не стоит акцентировать на них внимание. Важен человек. Важно общение между людьми. Без всяких этикеток и фантиков.
  • Свойство этого пути — общее благо людей.
  • Ходить собирать мнения и искать авторитеты можно до бесконечности.
  • Сякухати не для того что бы «выражать себя». Если и так, то под этим «себя» можно подразумевать выражение источника этого «себя», и понимать, что ты часть этого «ВСЕГО». И твоё выражение так или иначе не твоё, а выражение вселенной через тебя.
  • То, что кажется нам в начале, порой может быть не тем, что нам кажется в процессе. Здесь опять-таки не следует спешить делать выводы.
  • Мы все учителя и ученики одновременно. В первую очередь мы люди. Среди нас нет никаких «продвинутых». Есть этот путь, взаимодействия и самопознания с помощью бамбуковой флейты определённого типа, дыхания определенного типа и мелодий (звуков) определённого типа. Нет такого момента, когда можно сказать, что вот я продвинутый, напротив, если себе человек такое скажет, то это беда полная… Это не спорт, это не соревнование, не рынок, и не всё что себе можно представить. Тут нет новичков и сэнсеев. Ну для, так сказать, условности, для удобства, можно использовать эти слова, но это только слова.
  • Различность путей — это и есть та самая свобода выбора, или просто свобода. Иначе жизнь просто не возможна. Где нет течения — нет и жизни.
  • Обычно, играя на музыкальных инструментах мы пытаемся совпасть по мелодике, по высоте тона, попасть в октаву и другие точные интервалы. Это само по себе хорошо, но несколько ограничено, особенно если учитывать, то что в природе ничего подобного не существует. Шум реки и шум ветра о терциях и квинтах не имеют никакого понятия, тем не менее они прекрасно гармонируют. Вот точно такой же принцип лежит в основе взаимодействий на Zentaku. Более того, пусть Зентаку не отрицает тех самых квинтотерций и прочего чисто музыкального, от того получается гораздо больший объём.

 

 

Продолжение следует...

Авторское право © BAmbooWay.