О флейтах сякухати

Каждого человека привели к бамбуковой флейте сякухати разные обстоятельства…Кто-то услышал звучание этой японской флейты в фильме, и она пронзила своей красотой и спокойствием. Другой человек, возможно услышал этот инструмент в составе некой этнической композиции…Неважно, по большому счету, кто как пришел к этому звуку и самое интересное — желанию играть. Сейчас, вы здесь, и я хотел бы поделиться своим взглядом и опытом от общения с этим прекрасным и многогранным инструментом.

Не буду вдаваться в подробности истории японской флейты сякухати. Об этом можно узнать из разных источников, в том числе и по ссылкам, указанным на сайте Zentaku.
Основной мой акцент я хотел бы сделать на настоящем моменте. И хотел бы заметить, что мой взгляд на этот инструмент — это то, что чувствую и наблюдаю, и каждый вправе быть согласным или несогласным со мной.

Современная сякухати это флейта определенных размеров и стандартов, и это довольно непростой по звукоизвлечению духовой инструмент. Как и любой другой инструмент — эта флейта требует постоянного внимания и практики, чтобы действительно играть что-то на ней, чтобы был безупречный контроль и умение создавать такие звуки, которые вы хотите, и которые скорее всего, вас и привлекли в сякухати. Но! Те длинные, божественные звуки, которые воспринимаются со стороны слушающим, достигаются определенным напряжением мышц лица, рта, и внутренних дыхательных ресурсов (уж молчу еще про практику). К тому же, внутренний канал флейты сякухати, как правило имеет гладкую, покрытую лаками поверхность, что неизбежно создает усиление громкости звука, и его бОльшую холодность. И получается, что слушать сякухати, весьма приятное и благостное занятие, но не каждый человек представляет себе, что приобретая именно Сякухати, а не Хотику (о ней подробнее в другой главе) или Кётаку, нужно приложить гораздо больше усилий для занятий. Даже не то, что нужно больше заниматься, а сам принцип звукоизвлечения требует бОльшего напряжения.
К чему я это все говорю? К тому, что если вы хотите стать артистом , выступать, играть на публику, это одно. А в случае, если вам больше интересны внутренние ощущения от игры, мягкость и с этим же шероховатость, живость звука, возможность тихой, еле слышной игры, ощущение вибрации бамбука, то скорее всего, вам больше подойдет Хотику (Хочику), или Кётаку. Почему?
К этому ощущению я, и не только, пришел за несколько лет игры на разных вариантах японской бамбуковой флейты Сякухати. Все обработки внутреннего канала, лакировки, распиливания и подгоны под некие стандарты, делают инструмент холодным и неживым. Немаловажную роль играют также обстоятельства создания инструмента и сам Мастер, сделавший флейту, его внутренний мир также влияет на бамбук. Безусловно, это тоже бамбук, и он красив как внешне, так и своим звуком.
Я ни в коем разе не отрицаю флейту сякухати и ее красоту, и мне нравится играть пьесы репертуара Хонкьёку, медитативные пьесы. Также,  большую радость доставляет играть на таких флейтах на концертах или других выступлениях. Но всем, кто хотел бы играть для себя, просто как дыхательную практику, созерцательную и медитативную, я бы рекомендовал бамбуковую флейту с минимально-обработанным каналом, и наиболее приближенную к естественности.

Все эти годы создания бамбуковых флейт, привели меня к флейте Zentaku. Название ее родилось по нескольким причинам. С одной стороны, она не совсем похожа на Сякухати (хотя настраивается Zentaku с учетом возможности игры произведений и пьес), и ее скорее можно отнести к разновидности Хотику. С другой стороны, мне хотелось акцентировать внимание, назвав флейту — колокольчик Дзэн, на внутреннем аспекте инструмента, о котором к сожалению забывается, уделяя бОльшее внимание правильности игры неких звуков, концепции «как должно быть», некой дисциплине, которая приведет играющего к результату. Для каждого опять же свой результат. Кому-то достичь совершенства в игре тех или других пьес, поразить слушателя или же доказать что-то самому себе, а кому то просветления…Но ведь для того, что есть здесь и сейчас, момента вдоха и выдоха, нет цели…Он просто происходит, и вы его свидетельствуете. Так называемое совершенство, может быть разным, в зависимости от цели и идеи о совершенстве.

Вобщем, к чему это я все…В последнее время, все чаще слышу от друзей, играющих какое-то время на бамбуковых флейтах, что натуральность флейты привлекает все больше…Что бы звук был многогранным, живым, флейта вибрировала своей естественностью и бамбук благоухал от тепла выдоха. Тут мы уже подходим ближе к флейтам Хотику и Кётаку, и тому, чем же отличается от них Zentaku. Но это уже другая история.

Спасибо, что уделили внимание.
Мне бы хотелось, чтобы люди, интересующиеся бамбуковыми флейтами, любящие играть на них, уделяли больше внимания внутреннему «желанию» сердца, не шли на поводу у навязанных идей и историй о том, что нужно долго практиковаться, чтобы стать собой, достичь некоего совершенства.  Вы уже есть, и такие, и вы совершенны. Нужно просто убрать пласт того, что осело как пыль, в виде убеждений, страхов, сомнений и той череды мыслей, которую мы по ошибке, или шутке существования, привыкли считать собой.
Бамбуковая флейта помогает увидеть это. Просто вдыхая и выдыхая, вы видите и отбрасываете все, что не вы…Все мысли, эмоции…И вы есть чистое восприятие в этот момент.

Вот истинная суть бамбуковой флейты, в моем восприятии, если и есть таковая…

 

Комментарии запрещены.