О Сякухати в России. Взгляд из Тишины.

Сякухати для меня название общее, собирательное. Само по себе оно значит всего лишь отрезок длинны, это известный факт, но не все задумываются и помнят об этом.
Есть более близкие к смысловому значению названия, например Кётаку, или Хотику, или как я называю свои флейты — Zentaku (колокольчик Дзен).
В России, как известно, всё происходит довольно странным образом :), и случай с Сякухати не исключение.
Насколько мне известно, примерно с начала 2000 х годов, или с середины 90х точнее, о Сякухати в России знало совсем мало людей, которых можно было пересчитать по пальцам (одной руки наверное). Это были в первую очередь Георгий Мнацаканов и Дмитрий Калинин из ансамбля «Wa-on», возможно кто-то ещё, кого я просто не знаю….
Они играли Хонкёку по нотам, делали перформансы с участием огромного количества инструментов, записывали диски, и по-моему, даже были концерты японских мастеров. В частности, это приезд Иккея Ханады и учеников Коку Нишимуры (школа Кётаку). Ввиду отсутствия широкого интереса к этой теме, и слабой информационной поддержке, все эти события проходили как-то незаметно, то есть это было чем-то похожим на квартирные концерты, популярные в СССР во времена подполья.
Первые инструменты для ребят делал Валентин Кузнецов»Ручей», который тоже примерно в этой время увлекся темой Сякухати. С Валентином мы неоднократно встречались, и это было для меня полезным опытом, но отношения мастер-ученик у нас так и не сложились. Может потому, что мне хотелось всё познавать самостоятельно, или просто у нас довольно разные подходы к созданию инструментов.
Моё знакомство с Сякухати началось примерно 2003 году, когда я начал делать инструменты из бамбука, хотя первые фрагментарные подходы и попытки были в ранние эпохи 😉
С начала двухтысячных годов, когда стал набирать обороты интернет, стали появлятся разные тематические сообщества, по разным направлениям: йога, эзотерика, боевые искусства и т.п.

По моему мнению, огромная заслуга в привлечении внимания к Сякухати в России принадлежит Жене Сухорукову, который живет сейчас в Каллифорнии. Он в течении нескольких лет виртуально просвещал людей о Сякухати, заходил на различные форумы и ненавязчиво предлагал информацию по теме Сякухати и всему, что с этим связано. Я откровенно считаю его Бодхидхармой в направлении Сякухати в России :)!

Затем, когда информация привлекла внимание довольно большого количества людей, стало понятно, что должно появиться некое сообщество людей интересующихся этой темой.
Одним из таких людей был Андрей Жилин, которому я делал на заказ несколько флейт. Андрей создал сообщество Сякухати.ру, а так же организовывал различные концерты не только в Москве, но и в других городах. Так мы посетили Петербург, Нижний Новгород, Киев (Украина), в которых теперь появились свои школы и мастера делающие Сякухати, проводящие мастер-классы и концерты.
Одновременно с этим активизировалась и собственно стала подавать признаки жизни школа Кинко, которая раньше не выходила за рамки узкого круга участников в рамках одного из отделений Московской консерватории.
Также, мной и БА-цзы было организовано сообщество КОМУСОмол, которое проповедывало спонтанные и свободные способы познания Сякухати.
Между школой Кинко и Сякухати.ру+КОМУСОмол возникли интелектуальные и идеологические трения и затяжные виртуальные дебаты 🙂
Основой этих трений было конечно общее непонимание ситуации. «Кинковцы» считали всех остальных (кто не они) неучами и выскочками, а КОМУСОмольцы считали «Кинковцев» тиранами и узурпаторами претендующими на одну единственную истину.
На данный момент эти страсти улеглись и каждый занят своим делом.
Что касается популяризации Сякухати, то возможно именно этим процессом заняты участники русского Кинко, хотя лучше узнать у них 😉
Что касается меня, то если я и занимаюсь популяризацией Сякухати, то это просто побочный эффект моей основной деятельности.
Сложно сказать об этом в двух словах. Как известно, Сякухати — это инструмент Дхармы, и это ТО основное, что отличает его от саксофона, свирели или другой какой-то флейты. Безусловно, дело не в самом инструменте, а в подходе и отношении играющего к нему, к самому себе, вселенной и жизни (что является одним и тем же, если внимательно посмотреть).
Каким-то образом, через меня происходят определенные вещи, которые удивляют меня самого. Создаются новые варианты инструментов (флейта Хати, Зентаку Интро и другие), обнаруживаются различные общие связи в звуковых потоках, сформированных при разных обстоятельствах в разных культурах и временах. Можно сказать, что в основе моей работы лежит поиск и обнаружение той незримой единой основы, что находится в звуках разных инструментов, в звукорядах, образах — это та тишина, из которой всё это происходит.
Также, я стараюсь показать это всем начинающим мастерам, которых становится в России все больше. Важно, чтобы всё не сводилось к прагматике и техническим параметрам, что безусловно тоже важно и должно иметь своё место.
На данный момент есть ещё несколько людей, которые играют на Сякухати, и как мне видится, вполне способны обнаружить свой уникальный подход, но на это нужно время. Татьяна «Речка» Речная, Александр «Саньяси» Новосёлов, Сергей»Ба-цзы» Барунов — вот одни из тех кто по моему мнению достойны внимания, однако, что они думают по этому поводу — спросите у них самих.
С приветом и радушием!
Ваш друг БАмбу 🙂

 

Комментарии запрещены.