ХРАМ БАМБУКА: BAMBOO

     ZENTAKU  -  NEBAMBOO  -  СONTACTS

EN | RU | SK

О СЯКУХАТИ В РОССИИ

ВЗГЛЯД ИЗ ТИШИНЫ

 

Сякухати для меня название общее, собирательное. Само по себе оно значит всего лишь отрезок длинны, это известный факт, но не все задумываются и помнят об этом.

 

Есть более близкие к смысловому значению названия, например Кётаку, или Хотику, или как я называю свои флейты — Zentaku (колокольчик Дзен).

 

В России, как известно, всё происходит довольно странным образом :) , и случай с Сякухати не исключение.

 

Насколько мне известно, примерно с начала 2000 х годов, или с середины 90х точнее, о Сякухати в России знало совсем мало людей, которых можно было пересчитать по пальцам (одной руки наверное). Это были в первую очередь Георгий Мнацаканов и Дмитрий Калинин из ансамбля «Wa-on», возможно кто-то ещё, кого я просто не знаю….

 

Они играли Хонкёку по нотам, делали перформансы с участием огромного количества инструментов, записывали диски, и по-моему, даже были концерты японских мастеров. В частности, это приезд Иккея Ханады и учеников Коку Нишимуры (школа Кётаку). Ввиду отсутствия широкого интереса к этой теме, и слабой информационной поддержке, все эти события проходили как-то незаметно, то есть это было чем-то похожим на квартирные концерты, популярные в СССР во времена подполья.

 

Первые инструменты для ребят делал Валентин Кузнецов - Ручей», который тоже примерно в этой время увлекся темой Сякухати. С Валентином мы неоднократно встречались, и это было для меня полезным опытом, но отношения мастер-ученик у нас так и не сложились. Может потому, что мне хотелось всё познавать самостоятельно, или просто у нас довольно разные подходы к созданию инструментов.

 

Моё знакомство с Сякухати началось примерно 2003 году, когда я начал делать инструменты из бамбука, хотя первые фрагментарные подходы и попытки были в ранние эпохи ;)

 

С начала двухтысячных годов, когда стал набирать обороты интернет, стали появляться разные тематические сообщества, по разным направлениям: йога, эзотерика, боевые искусства и т.п.

 

По моему мнению, огромная заслуга в привлечении внимания к Сякухати в России принадлежит Жене Сухорукову, который живет сейчас в Каллифорнии. Он в течении нескольких лет виртуально просвещал людей о Сякухати, заходил на различные форумы и ненавязчиво предлагал информацию по теме Сякухати и всему, что с этим связано. Я откровенно считаю его Бодхидхармой в направлении Сякухати в России :) !

 

Затем, когда информация привлекла внимание довольно большого количества людей, стало понятно, что должно появиться некое сообщество людей интересующихся этой темой.

 

Одним из таких людей был Андрей Жилин, которому я делал на заказ несколько флейт. Андрей создал сообщество Сякухати.ру, а так же организовывал различные концерты не только в Москве, но и в других городах. Так мы посетили Петербург, Нижний Новгород, Киев (Украина), в которых теперь появились свои школы и мастера делающие Сякухати, проводящие мастер-классы и концерты.

 

Одновременно с этим активизировалась и собственно стала подавать признаки жизни школа Кинко, которая раньше не выходила за рамки узкого круга участников в рамках одного из отделений Московской консерватории.

 

Также, мной и БА-цзы было организовано сообщество КОМУСОмол, которое проповедовало спонтанные и свободные способы познания Сякухати.

 

Между школой Кинко и Сякухати.ру+КОМУСОмол возникли интеллектуальные и идеологические трения и затяжные виртуальные дебаты :)

 

Основой этих трений было конечно общее непонимание ситуации. «Кинковцы» считали всех остальных (кто не они) неучами и выскочками, а КОМУСОмольцы считали «Кинковцев» тиранами и узурпаторами претендующими на одну единственную истину.

 

На данный момент эти страсти улеглись и каждый занят своим делом.

 

Что касается популяризации Сякухати, то возможно именно этим процессом заняты участники русского Кинко, хотя лучше узнать у них ;)

 

Что касается меня, то если я и занимаюсь популяризацией Сякухати, то это просто побочный эффект моей основной деятельности.

 

Сложно сказать об этом в двух словах. Как известно, Сякухати — это инструмент Дхармы, и это ТО основное, что отличает его от саксофона, свирели или другой какой-то флейты. Безусловно, дело не в самом инструменте, а в подходе и отношении играющего к нему, к самому себе, вселенной и жизни (что является одним и тем же, если внимательно посмотреть).

 

Каким-то образом, через меня происходят определенные вещи, которые удивляют меня самого. Создаются новые варианты инструментов (флейта Хати, Зентаку Интро и другие), обнаруживаются различные общие связи в звуковых потоках, сформированных при разных обстоятельствах в разных культурах и временах. Можно сказать, что в основе моей работы лежит поиск и обнаружение той незримой единой основы, что находится в звуках разных инструментов, в звукорядах, образах — это та тишина, из которой всё это происходит.

 

Также, я стараюсь показать это всем начинающим мастерам, которых становится в России все больше. Важно, чтобы всё не сводилось к прагматике и техническим параметрам, что безусловно тоже важно и должно иметь своё место.

 

На данный момент есть ещё несколько людей, которые играют на Сякухати, и как мне видится, вполне способны обнаружить свой уникальный подход, но на это нужно время. Татьяна «Речка» Речная, Александр «Саньяси» Новосёлов, Сергей»Ба-цзы» Барунов — вот одни из тех кто по моему мнению достойны внимания, однако, что они думают по этому поводу — спросите у них самих.

 

С приветом и радушием! Ваш друг БАмбу :)

ПОДХОД ZEN

 

Весьма часто на занятиях в ИНБИ, я напоминаю о том, что совместная игра на Zentaku (сякухати, хотику), открывает бОльшие возможности, чем игра на других инструментах.

 

Обычно  играя на инструментах мы пытаемся совпасть по мелодике, по высоте тона, попасть в октаву, в квинту, терцию и другие точные интервалы. Это само по себе хорошо, но несколько ограничено, особенно если учитывать, что в природе ничего подобного не существует. Например, шум реки и шум ветра о терциях и квинтах не имеют никакого понятия, тем не менее они прекрасно гармонируют.

 

Вот точно такой же принцип лежит в основе взаимодействий на Zentaku, и плюс к этому, не отрицая тех самых квинтотерций и прочего, чисто музыкального, получается гораздо больший объём. Конечно все это возможно в случае глубокого чувствования, понимания, которое впрочем происходит зачастую само собой, нужно просто не мешать этому потоку течь. Техническая база разумеется нужна, и чем она совершеннее тем лучше. Главное понимать что техника, это только вспомогательная вещь сама по себе и без внутреннего чувствования потока, она лишь подобие механической или электронной музыкальной шкатулке, пусть даже весьма точной и совершенной.

 

Совместно играть на флейтах разного размера и разной настройки — это весьма уникальная и доступная нам возможность.

 

На этом видео мы с БА-цзы играем на довольно разных флейтах. БА играет на сделанной им Хотику 2.6,  а я играю на Zentaku  1.6, при этом у нас разная подача. Также мы не проверяли со настроенность флейт, просто решили сыграть пьесу Коку Нишимуры «Souei». И любой музыкант поймет, что мы играем  совсем не традиционно в европейском понимании, скорее мы звучим как две очень старые деревенские бабушки :) ), но звучим с удовольствием! В другой импровизации мы звучали как два русских рожка)), всегда это звучит по разному,и совершенно неожиданно.

 

И кстати сказать, после того как понимаешь и прочувствуешь эту возможность игры на Zentaku, ты начинаешь играть и на других инструментах более свободно, или точнее совсем свободно)). Эти нструменты начинают звучать новыми красками о которых (если бы они это умели) и не могли даже мечтать :)

 

Проще всего назвать такой подход — ZEN  :)

 

О БАМБУКЕ

 

Для меня бамбук является загадочным и необъяснимым растением. Его сущность раскрывается бессловесно, в моменты взаимодействия с ним.

 

Невозможно описать словами например запах обжигаемого бамбука, и это совсем не то же самое, например, когда бамбук распиливается! :)

 

Более того, нет двух одинаковых бамбуков! Даже те, которые росли в роще рядом, буквально в метре друг от друга, могут очень сильно отличаться!

 

Бамбук уникальное растение. «Высокая трава» — как говорят в Японии.

 

Одной из особенностей бамбука, является то, что с годами он становится только лучше, и при правильном уходе и обращении с ним, может исправно служить многие годы.

 

Есть много фактов о долговечности и прочности бамбука.

 

Известно что например в Китае, есть мост переброшенный через реку Мин (юго-западный Китай) который построен в 3 веке нашей эры.

 

Длина этого подвесного моста 320 метров, его несущими конструкциями являются 15 бамбуковых тросов, по 5 сантиметров в диаметре.

 

Сейчас мост в рабочем состоянии!

 

Не будет преувеличнеием сказать,что вся история востока связана с бамбуком!

 

Из него делали, да и делают сейчас буквально всё!

 

Традиционно в Японии, флейты сякухати изготавливаются из бамбука сорта мадаке. Этот сорт бамбука распространен в Японии и на юге Китая. Отличает этот сорт довольно высокая прочность и самая быстрая скорость роста. Мадаке любит болотистые берега рек и ручьев, влажную местность и тепло. Зимой мадаке может выдержать температуру до -18 градусов.

 

При создании флейт, в мастерской BambooWay, я использую тщательно собранный бамбук в Абхазии. В путешествиях по странам, где произрастает бамбук, собираю подходящий в Индии, Тайланде и Лаосе. Надо заметить, что Абхазский бамбук — это скорее всего разновидность бамбука мадаке. И он весьма хорошо ведет себя в наших климатических условиях.

 

Вообще, флейты Zentaku (Зентаку), по природе своей, скорее более близки не к Сякухати, а к флейтам Хочику или Хотику, которым свойственна естественность и природность. Поэтому, чувствование и взаимодействие с таким чудесным природным явлением как бамбук, помогает создавать инструменты (и не только Zentaku, но и бансури, сякухати), несущие тихую, блаженную натуральность, вибрацию самого дыхания жизни. Жизни человека и высокой травы, и всего ТОГО, что наполняет их обоих.

 

ИГРА НА ФЛЕЙТЕ

 

Итак… Вот у вас в руках такой прекрасный бамбуковый инструмент, как флейта Zentaku

 

Первое, без чего невозможно будет ваше с ней дальнейшее взаимодействие, так это само звукоизвлечение. Вам нужно научиться правильно дуть в нее, и уверенно держать этот звук, чтобы даже при покачивании флейты вниз-вверх, он не прерывался.

 

Посмотрите видео, демонстрирующее как правильно дуть…

 

Советую подробно посмотреть о звукоизвлечении на флейте Сякухати, в описании Евгения Сухорукова.

 

Не расстраивайтесь, если звук будет неустойчивым и слабым. Возможно, поначалу извлекаемый звук покажется вам плоским и монотонным, но это только первые шаги. Когда лицевые мышцы запомнят правильность положения губ и рта, то, что вначале казалось сложным — покажется примитивным. Новые вселенные звука начнут вам открываться. Вы будете учиться чувствовать вдох от самого его начала, паузу перед выходом, насыщение всего тела этим самым вдохом, и медленный выдох. Внимание к дыханию приведет вас к настоящему моменту жизни, к более полному ощущению этого мгновения.

 

Это ощущение первооткрывателя, очень нравится многим людям, и больше в общении с бамбуковой флейтой им ничего и не нужно. Ни нот, ни аппликатуры…Просто игра. Возможно такой подход кому-то более сложен и это не его.

 

В таком случае, начните с изучения аппликатуры. Я рекомендую такую аппликатуру, хотя вы можете выбрать любую другую.

 

Научитесь чувствовать выдох и сделайте его плавным, но плотным.

 

ПУТЬ ZENTAKU

 

Нельзя достигнуть совершенства в сякухати и совершенство не является целью. Цель – это процесс, но не достижения совершенства, а процесс жизни и наблюдения за жизнью во всех ее аспектах.

 

Станете ли вы счастливым от того, что вы станете мастером игры? Не факт.

 

Нет основной задачи научиться играть как «кто-то», хотя никто не препятствует этому. Надо научиться играть так, как это можете именно вы. И каждый раз это будет что-то новое. Это погружение в свою природу и природу вселенной.

 

Нет цели в том, чтобы вы стали более совершенны, и вот ТОГДА-ТО... Нет никакого ТОГДА-ТО.

 

Самое лучшее, это когда техника и жизненность сливаются в едином потоке. Всё прекрасно в чём есть дыхание жизни, сердце вселенной!

 

Нет таких понятий как правильно или не правильно. Может быть уместно или не уместно, да и то не всегда. Играть можно так, как только захочется. Другое дело что нужно отдавать себе отчёт в том, что делаешь. Эксперименты нужны для того что бы расшевелить себя изнутри, и не быть зажатым, с шорами на глазах. Мир стремится к единству. А любой узкий путь ведёт к разъединению. Мы такие, а они другие. Но суть в том, что мы все и одинаковые, и другие одновременно.

 

Сама по себе, сякухати – это инструмент взаимодействия со звуком, в отличии от других флейт, где первостепенен мелодизм. Поэтому на сякухати играют не только музыканты.

 

Кто такой учитель? Это тот, кто вам помогает раскрывать вас самих, не вмешиваясь в ваше течение, ибо никто не знает какое оно у вас, куда оно течёт и зачем. Есть техника, есть понимание. Важно второе, ибо первое - дело наживное.

 

Рождение звука - это чудо! Вот вы, вот бамбук и вдруг начинает что-то звучать! Вы это звучите, флейта, или вообще весь мир звучит?! Не важно. Радость – вот, что важно. Вне слов, вне концепций.

 

Все происходит само и не надо этому мешать: схемами, инструкциями и прочим. Это не означает полного отказа от всего, напротив, нужно использовать всё, но понимать, что это тоже просто происходит и радоваться.

 

Стандартная флейта, стандартный человек, стандартное мышление – это бред. Все определения и формы непостоянны, поэтому не стоит акцентировать на них внимание. Важен человек. Важно общение между людьми. Без всяких этикеток и фантиков.

 

Свойство этого пути - общее благо людей.

 

Ходить собирать мнения и искать авторитеты можно до бесконечности.

 

Сякухати не для того что бы "выражать себя". Если и так, то под этим "себя" можно подразумевать выражение источника этого «себя», и понимать, что ты часть этого «ВСЕГО». И твоё выражение так или иначе не твоё, а выражение вселенной через тебя.

 

То, что кажется нам в начале, порой может быть не тем, что нам кажется в процессе. Здесь опять-таки не следует спешить делать выводы.

Авторское право © BAmbooWay.