Михаил Гуров «Путь Зентаку»

Давно, если мне не изменяет память, в 2007 году пришла мне мысль заняться музыкой. В то время я очень увлекался культурой Японии, стихами хайку и боевыми искусствами. И как-то решил найти непременно флейту и обязательно японскую. И тогда, на просторах интернета, я нашел своего учителя, Bamboo. Я не имею ввиду, что мы занимались в обычном понимании этого слова. Мир уже не тот, что был двести лет назад, когда появлялась «традиция» сякухати. Сейчас можно быть учеником и не посещая школы. Тогда я еще не понимал, что это событие было в некоторым смысле поворотным в моей жизни. С тех пор много воды утекло. Что-то менялось, приходили новые люди, идеи, мысли.

Сякухати – это всего лишь флейта. Но в сочетании с общей культурой вокруг сякухати, подходом мастера к изготовлению инструмента, подходом исполнителя во время игры на этом инструменте и других многих факторов получается нечто иное, уже не музыкальный инструмент и не музыка в обычном смысле. Это практика или Путь.

Крайне сложно выразить словами ощущение от знакомства с инструментом, который впервые держишь в руках. И самое интересное, что это знакомство может продолжаться всю жизнь.

Есть люди, у которых что-то получается лучше или есть люди, которые могут понимать мир через вещи, которые другим кажутся странными. Например, есть такие как я, которые все любят структурировать, поскольку без этого не видят и не понимают предмет вопроса.

У меня не было цели сделать из Зентаку какую-то традицию или учение. Но чтобы понимать этот подход, я постарался проанализировать высказывания Бамбу. И получилась некая картина, которую я увидел. Я здесь приведу ее, пропущенную через мое понимание.

Зачем это нужно? Так сложилось, что я живу в Словакии. И здесь у меня уже собирается некий коллектив людей, которым интересна сякухати. Но я не могу и главное не хочу «учить» (правильнее сказать «делится опытом») кого-то в стиле какой-то школы или направления. И тут путь Зентаку видится мне хорошим выходом, поскольку очень здорово гармонирует с тем, как я вижу мир и искусство сякухати в частности.

Я много разных подходов в понимании сякухати пробовал. Было время, когда мне казалось, что Bamboo говорит и пишет ерунду, которая ничего общего с сякухати не имеет. Ведь есть традиция, есть многовековой опыт и т.п. которые нельзя игнорировать и нельзя научится играть без пропускания этого опыта через себя. Но потом мне пришло понимание, что традиция – это как некая линия, отрезок развития какого-то периода. Но время идет, меняется культура, меняются люди. Все меняется. То есть, как можно застопорится на каком-то моменте? И путь Зентаку представляется мне чем-то вроде двери в «реальность», такой какая она есть, без каких-то «розовых очков» и твердолобости.

«Каждая школа идёт от индивидуальности конкретного человека» — написал когда-то Бамбу. Полагаю, тут, как и с любой традицией или идеей, появляются последователи.

Дальше я приведу цитаты Bamboo, с небольшой редакцией и, в некоторых моментах, с пересказываем смысла, другими словами.

1. Нельзя достигнуть совершенства в сякухати и совершенство не является целью. Цель – это процесс, но не достижения совершенства, а процесс жизни и наблюдения за жизнью во всех ее аспектах.
2. Станете ли вы счастливым от того, что вы станете мастером игры? Не факт.

3. Нет основной задачи научиться играть как «кто-то», хотя никто не препятствует этому. Надо научиться играть так, как это можете именно вы. И каждый раз это будет что-то новое. Это погружение в свою природу и природу вселенной.

4. Нет цели в том, чтобы вы стали более совершенны, и вот ТОГДА-ТО… Нет никакого ТОГДА-ТО.

5. Самое лучшее, это когда техника и жизненность сливаются в едином потоке. Всё прекрасно в чём есть дыхание жизни, сердце вселенной!

6. Нет таких понятий как правильно или не правильно. Может быть уместно или не уместно, да и то не всегда. Играть можно так, как только захочется. Другое дело что нужно отдавать себе отчёт в том, что делаешь.
Эксперименты нужны для того что бы расшевелить себя изнутри, и не быть зажатым, с шорами на глазах. Мир стремится к единству. А любой узкий путь ведёт к разъединению. Мы такие, а они другие. Но суть в том, что мы все и одинаковые, и другие одновременно.

7. Сама по себе, сякухати – это инструмент взаимодействия со звуком, в отличии от других флейт, где первостепенен мелодизм. Поэтому на сякухати играют не только музыканты.

8. Кто такой учитель? Это тот, кто вам помогает раскрывать вас самих, не вмешиваясь в ваше течение, ибо никто не знает какое оно у вас, куда оно течёт и зачем. Есть техника, есть понимание. Важно второе, ибо первое — дело наживное.

9. Рождение звука — это чудо! Вот вы, вот бамбук и вдруг начинает что-то звучать! Вы это звучите, флейта, или вообще весь мир звучит?! Не важно. Радость – вот, что важно. Вне слов, вне концепций.

10. Все происходит само и не надо этому мешать: схемами, инструкциями и прочим. Это не означает полного отказа от всего, напротив, нужно использовать всё, но понимать, что это тоже просто происходит и радоваться.

11. Стандартная флейта, стандартный человек, стандартное мышление – это бред. Все определения и формы непостоянны, поэтому не стоит акцентировать на них внимание. Важен человек. Важно общение между людьми. Без всяких этикеток и фантиков.

12. Свойство этого пути — общее благо людей.

13. Ходить собирать мнения и искать авторитеты можно до бесконечности.

14. Сякухати не для того что бы «выражать себя». Если и так, то под этим «себя» можно подразумевать выражение источника этого «себя», и понимать, что ты часть этого «ВСЕГО». И твоё выражение так или иначе не твоё, а выражение вселенной через тебя.

15. То, что кажется нам в начале, порой может быть не тем, что нам кажется в процессе. Здесь опять-таки не следует спешить делать выводы.

16. Мы все учителя и ученики одновременно. В первую очередь мы люди. Среди нас нет никаких «продвинутых». Есть этот путь, взаимодействия и самопознания с помощью бамбуковой флейты определённого типа, дыхания определенного типа и мелодий (звуков) определённого типа. Нет такого момента, когда можно сказать, что вот я продвинутый, напротив, если себе человек такое скажет, то это беда полная… Это не спорт, это не соревнование, не рынок, и не всё что себе можно представить. Тут нет новичков и сэнсеев. Ну для, так сказать, условности, для удобства, можно использовать эти слова, но это только слова.

17. Различность путей — это и есть та самая свобода выбора, или просто свобода. Иначе жизнь просто не возможна. Где нет течения — нет и жизни.

18. Обычно, играя на музыкальных инструментах мы пытаемся совпасть по мелодике, по высоте тона, попасть в октаву и другие точные интервалы. Это само по себе хорошо, но несколько ограничено, особенно если учитывать, то что в природе ничего подобного не существует. Шум реки и шум ветра о терциях и квинтах не имеют никакого понятия, тем не менее они прекрасно гармонируют. Вот точно такой же принцип лежит в основе взаимодействий на Zentaku. Более того, пусть Зентаку не отрицает тех самых квинтотерций и прочего чисто музыкального, от того получается гораздо больший объём.

Комментарии запрещены.